Воскресные прогулки: покорение Куш-Кая и новая встреча с Парагильменом

Уже второй раз в этом году я выступала в качестве проводника, и если маршрут по реке Бага был мне незнаком, то на этот раз я уже сама предложила посетить район Парагильмена. Когда-то я уже готовила маршрут в этом районе, предварительно побывав там, но, к большому сожалению, заболела и вместо меня пришлось вести Сергею, с чем он успешно справился. ))

Нам предстоял не самый легкий путь, о чем я неоднократно всех предупредила - ведь мы должны подняться на отроги Бабуган-Яйлы, включающей в себя высшие вершины Крыма - к самой границе Крымского природного заповедника. Подъем ощущается с первой минуты, но, к счастью, постоянно меняет свою крутость, давая нам передышки. В точке старта я включила навигатор и попыталась загрузить подготовленный трек, на что получила ответ: "Ошибка при архивации трека", а затем и вся карта исчезла с экрана. Отказ навигатора не был бы критичным, т.к. местность была знакомой, и направление ясно, но это определенно замедлило бы нас, к тому же не известно, удалось бы записать статистику. На счастье, проблема была решена перезагрузкой, и мы бодро зашагали к цели, а я по пути призадумалась о том, что все же хорошо иметь больше одного навигатора на группу, хотя бы самого простого - для определения координат, и карту с ниткой маршрута - я всегда печатаю участок векторной карты с нанесенным на нее треком.

Первым интересным объектом на нашем пути было озеро под названием Горное. К концу лета оно почти пересыхает, но сейчас в нем достаточны воды. Отсюда очень хорошо видна основная наша цель - гора Куш-Кая. Она выдается из густого леса, как необитаемый остров из моря. Левее - гора-отторженец Бабуган-яйлы, Парагильмен. С этой стороны выглядит абсолютно неприступной, но мы-то знаем, что северный склон - пологий, обросший лесом, и мы без труда взберемся на него, как на трамплин. Мы задержались у озера, чтобы насладиться спокойствием. Низко над водой наперегонки носились птицы. Озерная гладь с точностью повторяла рельефы в зеркальном отражении, как хамелеон меняя цвет с небесно-синего на скалисто-серый, и древесно-коричневый. Могу только представить, как это озеро будет красиво в цвете осеннего золота!

Обойдя озеро по кругу, мы вернулись на нашу дорогу и двинулись дальше. Еще немного подъема, и мы на развилке, где нам предстояло свернуть налево и двигаться параллельно горному массиву, преимущественно без перемены высоты. Чтобы убедиться в правильности направления, я прошла немного вперед, а затем позвала всех двигаться за мной, благополучно оставив фотокамеру на перекрестке. Хорошо, что Альбина оказалась наблюдательной, и захватила ее с собой, иначе, пришлось бы потом возвращаться. )) Остаток похода за мной (и камерой) присматривали бдительные члены нашей группы. )) Надо сказать, сложно быть одновременно быть проводником и фотографом, но я же не могу писать отчет без фотографий, так что приходится стараться совместить приятное с приятным. ))

В этом районе меня всегда удивляло многообразие камней. Прямоугольные, треугольные и абсолютно круглые - иногда кажется, что они обработаны человеческой рукой, но это не так. Тем не менее, когда идешь по дороге, с обочины за тобой будто наблюдает ряд молчаливых статуй, стоящих на свежем зеленом ковре из пушистого мха. А до чего чудесно здесь поют птицы!..

Наш путь лежал мимо родника Ак-Чокрак, где мы задержались ненадолго, чтобы попить свежей, прохладной воды и передохнуть перед подъемом. Мы быстро одолели, пожалуй, самый крутой участок нашего пути, и оказались на перевале Ак-Чокрак-Богаз, или Чертова лестница, как называет его Белянский. Но к вершине мы спешить не стали и устроили небольшой привал. Следом за нами на перевал вышла группа туристов из Ялты. Мы поприветствовали их и оставили визитку, а затем двинулись дальше по маршруту - наши пути лежали в разных направления.

На Бабуган-яйле весна еще не отстояла свои права. В каждой ложбинке лежал снег, изрядно подтаявший и посеревший, а там, где его не было, торчали пучки жухлой прошлогодней травы. Только можжевельник и редкие сосны раскрашивали картинку. С вершины Куш-Кая открывалась превосходная панорама, и не только побережья. От Меганома до Аю-Дага, и еще дальше - погода по традиции баловала нас прекрасной видимостью. А за спиной - Чатыр-Даг - с непривычного для нас ракурса можно даже не сразу его узнать. Сделав традиционные групповые фотографии, мы двинулись дальше по плато, и, дойдя до намеченного места спуска, остановились на обед. Как раз подвернулось удачное место - большой "лунный кратер", на краю которого приютились несколько разношерстных кустарников и пара сосен. Дно воронки было укрыто плотным слоем грязного снега - создавалось впечатление, что мы сидим на берегу небольшого озера.

Тропа на спуск была извилистой, и от этого очень пологой - идти по ней было легко и приятно. Пение птиц продолжало сопровождать нас. Мы попали в царство пролесок и фиалок - этих мелких цветочков было так много кругом, что подлесок казался синеватым. Здесь уже чувствовалась весна! Мы решили сделать небольшой крюк и зайти на источник Талма, известный несколькими стоянками в непосредственной близости - обычно здесь останавливаются на первую ночевку группы туристов, идущих в многодневный поход. Источник обустроен в виде большой ложки, высеченной из камня, отсюда его второе название - Ложка. Помню, когда я была здесь в июне, воды было настолько мало, что пришлось пить из лужицы в ложке. Сейчас воды было в достатке, и возле родника даже образовалось маленькое озерцо.

Снова мы попытались найти тропу, ведущую на Парагильмен от источника Талма, и снова безуспешно, поэтому пошли дальше знакомым путем. На вершине Парагильмена перед нами снова открылись удивительные виды. Недалеко от триангулятора, обозначавшего высшую точку, ребята нашли государственный флаг, закрепили его повыше, и мы сделали еще одну групповую фотографию. Вечерело, но уходить совершенно не хотелось. Однако впереди был незнакомый спуск, поэтому мы с сожалением двинулись вперед ускоренным темпом. Внизу нас ждали лавандовые поля - их в округе несчетное количество. Сейчас они конечно выглядят не так впечатляюще, но я видела их в самом цвету, и это красиво, не смотря на то, что они давно заброшены. Напоследок возле карьера мы увидели террикон, сделали последние снимки и спустились на трассу.

Это был не самый легкий поход - мы прошли 17км и суммарный набор высоты составил 1640 м, зато он был очень видовой, теплый и весенний! Уверена, все остались довольны и будут рады вернуться в эти места - ведь мы планируем еще как минимум два маршрута в этом районе!

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (13 голосов)

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Аватар пользователя Kalash

Спасибо за отчёт, красивые фотографии и замечательные пейзажи.

Аватар пользователя adk-xxi

Молодец! Спасибо!

И вам спасибо, уважаемые читатели и смотрители! )) Да

Аватар пользователя iceman

Viola, спасибо, как всегда очень детальный отчет и замечательные фотографии. Правда, не совсем понятно кто-такие упоминаемые в повествовании Сергей и Альбина, но тем не менее... Виды весеннего Крыма прекрасные, особенно интересна последняя фотографи, как бы меловой горы.

Аватар пользователя Viola

iceman, прошу прощения, этот отчет изначально был написан для нашего турклуба, по возможности есть ссылки на профили упомянутых туристов, да их и так все знают. Я в следующий раз постараюсь не забыть сделать отдельную редакцию для нашего сайта. Извините Альбина - любитель путешествовать, фотограф и видео оператор - одна из наших членов клуба, причем двух - туристического и евпаторийского фотоклуба. Она живет в соседнем городе поменьше нашего, и у них там подобных организаций, поэтому она ездит на машине в Евпатория на заседания фотоклуба и в походы присоединяется почти во все. Сергей - тоже член нашего турклуба, мой муж. Улыбается Вот я вас и познакомила! Очень доволен

Аватар пользователя iceman

Viola, спасибо за разьяснения, теперь картина окончательно прояснилась... Улыбается

Аватар пользователя Stas

Viola, Спасибо за путешествие по краешку Крыма! Улыбается Просторы, высоты, много воздуха, синевы... Ваши фотографии всегда интересны. Привет

Stas, всегда пожалуйста! Улыбается

Аватар пользователя Stas

Спасибо за Крым! Попутешествовал с Вами. Привет
Моя коллекция Крыма это - совхоз Софьи Перовской через бухту напротив Севастополя (студетом на виноградниках; Севастополь вдоль и поперек(1974г.); Ялта; побережье, Рыбачье (1982г.). А родился я вообще под Одессой!

Интересно, этот храм в Херсонесе(?) восстановили?

Аватар пользователя Simeon

Очень красиво и интересно. Крым - прекрасная и древняя земля. Завидую Вам.

Аватар пользователя SOVA

Ой! Сдается мне на предпоследнем фото гора Кастель! А озеро находится выше трассы Алушта -Ялта.Если так то я к нему добирался на машине а потом пешком.Летом оно мелеет и заростает. И от него в поселок Лазурное подается техническая вода.Давление такое из за перепада высот,что у местных не все краны выдерживают.))) Если так,то я там все места обходил и обьездил на велосипеде.Снимал озеро на пленку!