Древние камни Южной Америки

К сожалению, мы никогда уже не узнаем, как выглядели древние постройки Южной Америки в момент прихода испанцев. Никто из пришельцев не догадался хотя бы зарисовать их, как это сделал Наполеон с памятниками Египта во время своего африканского похода. Да и зачем было терять на это время, когда вокруг сияло золото. Золота было невероятно много, но это только разжигало жажду наживы. В поисках новых богатств разрушались до основания дворцы и храмы. Безжалостно уничтожались индейцы. За считанные годы от блестящей цивилизации инков остались только следы.

Не скрою, что одной из главных целей поездки в страну Инков для меня было желание самому взглянуть на древние постройки, потрогать их камни. Уже многие годы, если не столетия, эти камни привлекают к себе исследователей со всего мира. Много гипотез было высказано о назначениях построек, о строительных технологиях, о времени постройки. Я много читал об истории государства Инков вообще и о их постройках в частности, и пришел к выводу о том, что никто об этом ничего не знает. Все, что написано и сказано, есть не более, чем предположения. Против любого утверждения всегда находится контраргумент.

Тем не менее, во всех путеводителях и рассказах гидов все уложено в стройную систему. Про каждый объект вам скажут уверенным голосом, как он называется, в каком году и при каком из Инков он построен и как тащили для него камни с вон той горы. Мало кто спрашивает гида, откуда он это знает. Но если спросить, и дать понять, что ты тоже кое-что знаешь, то разговор принимает совсем другой оборот. Наш гид в Саксайуамане, очень толковый и образованный человек, кечуа по национальности, прямо сказал мне, что и сам не верит в то, что это построено при Инках. И я, посмотрев на все это своими глазами, скорее склонен согласиться с ним, чем пытаться опровергнуть.

Официальная стройная картина истории построек восходит к книге Инки Гарсиласо де ла Вега “История государства Инков”. Автор ее родился уже после прихода испанцев. Книга написана большей частью по рассказам родственников его матери. Если верить этой книге, то большая часть сохранившихся построек относится ко времени Инки Пачакути Юпанки (1438 – 1471 гг.) и его наследников. Строители пользовались лишь каменными и бронзовыми инструментами, так как железа не знали. Другими словами, все было построено с помощью примитивных инструментов за последние сто лет перед приходом испанцев. Исключение де ла Вега делает лишь для Тиуанаку, отмечая, что эти камни намного старше государства Инков, и никто не знает их возраста.

Я не хочу повторять здесь того, что многократно уже писалось. В интернете можно найти массу информации на эту тему. Я не претендую на глубину своих мыслей, я не специалист. Многие исследовали эти камни годами, я же провел на каждом из объектов не больше нескольких часов. Но тем не менее, свое мнение у меня сложилось.

Первое, что бросается в глаза, - это разительное различие между постройками, приписываемыми к одному времени и иногда стоящими рядом. Я бы выделил три типа построек по чисто технологическому признаку – конструкции стен.
1. Стены из камней на цементном растворе – европейский способ.
2. Стены из камней на глиняной связке или из глиняных кирпичей. Так и сейчас еще строят в провинциальных районах Южной Америки.
3. Каменные стены без использования связующего материала, иногда с металлическими стяжками.
Интересно, что все три способа постройки попадаются в Куско и окрестностях буквально на каждом шагу, иной раз в одной и той же конструкции.


Стены Доминиканского собора в Куско. Стена, сохранившаяся от Храма Солнца и стена, построенная испанцами

Доминиканский собор был построен испанцами на месте главного храма империи Инков – храма Солнца в Куско – Кориканча. Долгое время считалось, что от Храма Солца осталась лишь одна наружная стена.


Древняя стена перед Доминиканским собором

Землетрясение 1954 года, однако, показало, что сохранились и многие внутренние постройки. Эти постройки необразованных варваров гордо стояли над грудой обломков того, что было гордостью и святыней просвещенных пришельцев из Европы. К счастью, правительство Перу запретило церкви опять закрывать древние камни. Вот они:

Качество постройки поражает. Камни подогнаны один к другому так, что лишь небольшие фаски, сделанные строителями на камнях, позволяют увидеть отдельные камни. Там же, где стены были сломаны европейскими варвар строителями, нужно очень сильно приглядываться, чтобы заметить границу между камнями:

На этом фоне даже современная деталь – арка, заново сделанная строителями уже после землетрясения, выглядит весьма грубо по сравнению со стеной, на которую она опирается.


Современная арка, врезанная в древнюю стену

Доминиканский собор – не единственный дом в Куско, скрывающий в себе древние стены. Многие дворцы испанской знати, иерархов католической церкви, и другие здания в центре Куско тоже перестроены из старых дворцов. Часто даже не надо заходить внутрь, чтобы в этом убедиться:

Правда, здесь уже камни намного крупнее и уложены другим способом. Общее, однако, есть – это отсутствие зазоров между камнями.

Еще больше камни в Саксайуамане. Я уже давал ссылку на его панораму в отчете об окрестностях Куско.

Древние строители, как видно, очень хорошо справлялись с обработкой огромных камней. Это видно не только на примере Саксайуамана. Совсем недалеко от него есть другой объект под названием Кенко.

Это хаотическое нагромождение камней издали выглядит малопривлекательно.
Но если приглядеться, то видно, что большинство этих обломков скал обработано.

Как вы думаете, сколько лет надо ковырять эту глыбу бронзовым зубилом, чтобы так выровнять?

А вырубать такой столик из монолита и так выровнять пол вокруг него? Да и глухую нишу подобного качества вряд ли кто возьмется сделать сейчас без алмазной фрезы.

А вот еще пример вольного обращения со скалой, на сей раз в развалинах Писака. Ее просто отпилили и обложили камнем. Между прочим, это гранит. И это бронзовым инструментом?

Но все же апофеоз всему – это сооружение Ольянтайтамбо. Никто не знает, что это такое было.

Есть здесь и такие стены:

И огромные прямоугольные мегалиты, причем на самой верхней площадке:

И такие соединения камней, ни цели, ни способы которых понять невозможно. Разве что специально хотели поиздеваться над так называемой цивилизацией будущих поколений:

А ведь Ольяйтайтамбо, по официальной версии, во время прихода испанцев еще строилось. Испанцы вполне, казалось бы, могли посмотреть и перенять искусство строителей. Но не переняли. Неизвестно ни одного сооружения, в котором бы использовалась подобная техника после прихода испанцев.

Прежде, чем закончить, я хочу показать еще один интересный объект. Задолго до того, как появилась империя Инков, на южном берегу озера Титикака процветал город Тайпикала (на языке аймара это означает "Центр мира"), население которого в пору расцвета, по некоторым данным, превышало миллион человек. Расцвет этот пришелся на конец первого тысячелетия, после чего город опустел. Брошенный город стали называть Тиуанако – мертвый город.

От культуры этого города осталось немного. Туристический объект под названием Тиуанако, который сейчас демонстрируют туристам, на 80 процентов отстроен заново. Оригинальны лишь огромные камни в стенах, ворота и идолы, сделанные из еще больших камней. Вот уж кто умел справляться с большими камнями.

div>
Забор между мегалитами – современная реконструкция.

Ворота Солнца

Шестиметровый истукан в музее Тиуанако.

Очень интересные камни можно также увидеть недалеко от сюда, в Пума-Пунку. Вот огромные обработанные каменные плиты. Интересно, что в них предусмотрены пазы для металлических стяжек, таких же, как и у камней в Храме Солнца в Куско.

Здесь просто свалены разные камни. Но какие камни!

С круглыми сквозными отверстиями, с глухими пазами сложной формы, с идеально плоскими поверхностями. Как-то очень похоже на вот это:

Но эти камни из Храма Солнца в Куско. И по возрасту они должны быть минимум на пятьсот лет моложе. Что же это получается? Минимум пятьсот лет искусство обработки камней не только помнили, но и широко применяли, а потом вдруг сразу забыли? Как то странно. А может, правы те, кто считает, что все это было построено намного раньше, и совсем не индейцами?

5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (12 голосов)

Комментарии

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Аватар пользователя turretless

Сергей, спасибо за загадки Улыбается
Да, есть многое на свете...

Аватар пользователя adk-xxi

Могу себе представить что подумала бы цивилизация муравьев (буде она появится) о найденном случайно объекте, собранном из конструктора Лего. И о самих элементах Лего, лежащих рядом Подмигивает

Сергей, эти рассуждения и иллюстрации к ним, пожалуй еще интереснее, чем туристические отчеты. Спасибо!

Аватар пользователя babkaira

Я не сомневаюсь,что здесь "приложили руки" инопланетные цивилизации!)) Спасибо! Как всегда -очень интересно!!

Аватар пользователя wowk

Как-то эти фотографии с коментами убедительнее того, что мне по Хрень-ТВ показывали...

В шоке Озадачен

Аватар пользователя Noblesse

Отличной отчет! я бы древних строителей из 3 пункта, разделил бы еще на две подгруппы, только хочется туда добавить не только стены без связующего материала, но и другие постройки происхождения которых нам не очень понятны.
В первую подгруппу, я бы разместил высокоразвитую цивилизацию, и их постройки на пример большая египетская пирамида, которая скорее некое устройство, чем гробница или мегалитические кладки стен, как здесь на снимках. Хочется обратить ваше внимание как они строят, для этого сначала напомню как строем мы. Мы, сначала разравниваем площадку, изготавливаем фундамент, потом готовим одинаковые кирпичи или блоки и уже из них строим, здесь же на некоторых снимках хорошо видно, что кладку первого ряда подгоняли под рельеф местности, а каждый последующий камень подгоняли под уже готовую кладку. Еще на 4 снимке отчетливо видно, что стены несколько заваленные внутрь для лучшей сейсмоустойчивости, мы так вообще не строим!
Ко второй группе, я бы отнес не очень развитых людей, но имеющий доступ к высоко развитому оборудованию. Их работы это тот же "Шестиметровый истукан в музее Тиуанако", сделать подобное примитивным орудиями невозможно однако, не верится, что эту относительно примитивную в художественном плане работу (по сравнению с нашими скульптурами), сделали из высокоразвитых цивилизаций. К этой же группе "архитекторов" я бы отнес такие, достаточно грубые работы, как много метровые истуканы с острова Пасхи, Стоунхендж в Англии и т.п.

Аватар пользователя iceman

sergey, спасибо что не стали тянуть с "бонусом", и сделали этот интереснейший отчет в столь короткое время! Конечно же много загадочного и удивительного с этими постройками связано, но я не думаю что здесь какие-то инопланетные цивилизации замешаны, тем более как я понял из этого отчета, на момент прихода испанцев, строительство этого грандиозного обьекта (Саксайуамана) еще продолжалось...

Я внимательно рассмотрел Ваши фотографии, и думаю что технология строительства древних индейцев вполне обьяснима. Прежде всего, как совершенно верно заметил в своем комментарии Noblesse,  заметно что постройки удивительно слиты с скалистым рельефом местности, и у этих грандиозных построек самый надежный в мире фундамент - сама земная твердь... видно что выступающие элементы скал являлись первыми камнями постройки. Их обтесывали, и обкладывали их уже более мелкими камнями, которые брали с склонов окружающих гор или же откуда-то доставляли.

Точность подгонки камней такой сложной формы конечно же поражает, и я думаю что их сперва обтесывали по приблизительной форме, а потом просто тупо притирали к другу прямо на месте, пока между ними не оставалось практически никакого зазора. Примерно так как притирают стеклянную пробку к аптекарской склянке в наши дни... Страшно даже представить сколько ручного труда требовалось для такой подгонки, но технически это вполне возможно, особенно если это камень из осадочной породы - песчанник или доломит (а на других Ваших фотографиях видно что это именно так). В случае с гранитом это конечно же было гораздо труднее, но тоже возможно. Так что единственное что в данном случae поражает мое воображение - это то количество ручного труда, затраченного на притирку этих камней. Но известно что в древние и не отягощенные излишним гуманизмом времена с людскими ресурсами особых проблем не было - жизнь и здоровье раба ничего не стоили, а могущественные древние государства исправно занимались тем что постоянно пополняли ряды своих рабов за счет войн с соседними менее развитыми народами...

Вот так, возможно, эти таинственные постройки и возводились. Необыкновенную сейсмо-устойчивость им придавала пирамидальная форма первых несущих ярусов (как опять же точно заметил Noblesse), точная притирка, обеспечивющая маскимально возможную за счет сил трения сцепку, а также сложная неправильная форма камней с множестом граней. В наши времена такая технология укладки камня без связующего раствора известна как "interlocking", правда используется она в основном для вымащивания горизонтальных площадей специальной плиткой из цементного материала или же из натурального камня:

На фотографиях также видно что в масштабе по сравнению с фигурами стоящих на террасах взрослых людей, размеры большинства камней в кладках достаточно небольшие, так что их вполне могли перемещать и обрабатывать вручную. Кроме того, видно что в том же Саксайуамане таким монументальным образом сооружены только первые, несущие всю основную нагрузку яруса, все что возведено на них гораздо прозаичнее и отличается заметно менее точной подгонкой камней, и размерами те сильно меньше. А во многих местах они вообще не подогнаны друг к другу, а просто скреплены между собой стяжкой из глины:

Цементного раствора инки, по видимому, так и не успели изобрести... Что наверное и обьясняет то почему испанцы и не переняли эту технологию - такая медленная и трудозатратная, она им просто была не нужна, так как у них уже имелась гораздо более прогрессивная европейская технология строительства, использующая цементный раствор, так же как и колесо, порох, лошади и гораздо более производительные инструменты из железа...

P.S. Это все ИМХО, как говорится... Улыбается

Аватар пользователя sergey

iceman, спасибо за комментарий. Действительно, камни в облицовке нижних рядов правой стороны Оляйтайтамбо не самые большие, а постройки сделаны на глине. Именно так строят современные перуанцы в деревнях. Нет никаких сомнений в том, что эта часть могла быть построена при Инках.
Однако в левой части картина разительно отличается. Там уже камни в рост человека и более, и подогнаны они намного точнее. И аналогия с каменной плиткой тут не работает хотя бы потому, что грани сопряжения камней НЕ ПЛОСКИЕ. Там тоже часто сложный рельеф по всем координатам. И не забывайте, что каменная плитка вырезается алмазной пилой или вообще делается из гранитной крошки с клеем.
Я вовсе не хочу сказать что это невозможно. Но трудозатраты огромны даже для небольших камней. Конечно, если речь шла бы о единичных камнях, то не было бы и разговора. Но мы имеем дело с массовым строительством. В окрестностях Куско сейчас исследуются, кроме известных туристам еще десятки объектов с аналогичными технологиями постройки. Да и в самых неожиданных местах попадается подобная кладка. В совершенно "не парадных" местах, как, например, вот эта заложенная камнем пещера.

Конечно, камни небольшие. Но с каждым надо повозиться. Справа, например, прямоугольные блоки. Вырежи их из скалы бронзовым и каменным инструментом! Не быстрее ли было просто заложить все щебенкой на глиняном растворе?
Конечно, можно предположить, что все население при Инках только тем и занималось, что тесало и складывало камни, строя бесконечное количество храмов на каждом километре. А к короткие минуты отдыха строило для себя дома из глины.
Но из истории Инков видно, что империя была построена на принципе целесообразности. А целесообразно ли занимать большую часть населения такой работой, если есть альтернативная технология?
Кроме того, у Инков было сельское хозяйство, металургия, добыча полезных ископаемых. И Инка Гарсио де ла Вега подробно описывает их технологии. Но о технологиях обработки камней он не пишет ничего. Правда, иногда у него упоминается, что, например, стены Саксауамана, как говорят, появились сами за одну ночь.
Поэтому, как мне кажется, не лишено оснований предположение о том, что Инки только достраивали и приспосабливали под свои нужды более древние постройки. А этим древним строителям был известен способ очень легко перемещать и резать камни. Иначе я не могу объяснить вот такие сопряжения. Причем разные для разных камней. Так и видится парень в кепочке набикрень, легко подрезающий ножичком случайные камушки по своему разумению.

Аватар пользователя iceman

sergey пишет:
Иначе я не могу объяснить вот такие сопряжения. Так и видится парень в кепочке набикрень, легко подрезающий ножичком случайные камушки по своему разумению.
Странно, но именно этот снимок и подтолкнул меня к идее о технологии "притирки", иначе действительно трудно обьяснить такую идеальную точность сопряжений. Но если те поверхности, которые невидимы снаружи и которыми камни соприкасаются между собой, остаются равномерно "притертыми" в направлении перепендикулярным наружной поверхности (даже если сами эти поверхности и изогнутые), то я все таки думаю что это все равно остается более рациональным обьяснением чем тот парень с плазменным резаком, который кромсает камень как скальпель мармелад, а потом легко перемещает его по воздуху... Иначе возникает вопрос - а зачем тогда им, этим древним или инопланетным цивилизациям, обладающим такими технологиями которые даже нам в 21-м веке еще и не снились, нужно было вообще резать тот камень и возводить повсеместно эти сооружения? Чтобы жить в них самим в почти пещерных условиях? Как защитные укрепления? А кто им мог быть страшен, если они обладали таким оружием? Ведь им, наверное, не только камень можно было бы резать... Как культовые сооружения? А почему тогда ничего другого не осталось? И почему создав такие невероятные продвинутые устройства, они в то же время не смогли изобрести и более эффективной технологии массового строительства? Того же кирпича с цементным раствором или же же арматурной заливки бетоном, благодаря которой в наши времена возводятся здания высотой почти в километр высотой? Такой развитой технологии вообще много чего другого должно было сопутствовать... Это как в наше время нельзя наладить производство такого технически сложного изделия как автомобиль без целого ряда сопутствующих промышленных производств - добычи полезных ископаемых, металлургии, станкостроения, электронной промышленности, химической... А насчет трудовых затрат - то я уже говорил что в те времена с этим просто было... В том же Древнем Египте все ресурсы государства на несколько десятков лет запросто бросались на возведение какой-нибудь очередной гигантской пирамиды...

В целом же, если следовать принципу "бритвы Оккамы", который гласит что "не следует множить сущее без необходимости", то я думаю что моя маленькая теория выглядит гораздо более реалистичной чем теория древних могущественных цивилизаций, и в принципе позволяет ответить на почти все вопросы поставленные в вашем отчете...

Аватар пользователя adk-xxi

iceman пишет:
Примерно так как притирают стеклянную пробку к аптекарской склянке в наши дни...

Это эффектный пример, но он совершенно не объясняет масштабы, объемы и сложность работ с не круглыми предметами. Притереть пробку при наличии специальных абразивных материалов не составляет большого труда. Но как в граните сделать глухие прямоугольные полости?

sergey пишет:
Но трудозатраты огромны даже для небольших камней. Конечно, если речь шла бы о единичных камнях, то не было бы и разговора.

Совершенно верно. А ведь еще есть и вырезанные в монолитах полости и отверстия весьма изощренных форм.

Аватар пользователя iceman

adk-xxi, притирать же можно не только круговым движением, но и возратно-поступательным... а отверстия в камне выдалбливали и высверливали, как же еще. Трудозатраты да, огромны, но тогда и людские ресурсы, можно сказать, были неограниченными...

Аватар пользователя Noblesse

iceman пишет:
если это камень из осадочной породы - песчанник или доломит (а на других Ваших фотографиях видно что это именно так)

из осадочных пород, поверх старых построек на глиняный раствор лепили скорее Инки, нас же больше интересует как обрабатывали и так плотно подгоняли к друг, другу например черный базальт (на втором снимке, который между прочим жестче гранита) или гранит на последнем снимке в комментарии sergey. О том, что это твердые породы говорит хотя бы их идеальное состояние (для базальта) и хорошее (для гранита), по сравнению с "лепниной" инков.

Аватар пользователя iceman

Noblesse, из того что я смог разглядеть на снимках, похоже что в основном все эти сооружения все-таки сложены из камней осадочных пород. Доломит тоже очень прочным может быть, между прочим... Вот например на этом снимке видно что основная масса свалнных в кучу камней - это красноватый песчаник, который сравнительно легко поддается обаботке:

https://lh4.googleusercontent.com/-BA-tsB8fXBM/VJ5r0IhMGJI/AAAAAAAAHOs/N...

А здесь так уже совершенно точно видно что это песчанник:

https://lh3.googleusercontent.com/-amfI2WrDmow/VJ5sP1tG0xI/AAAAAAAAHUY/K...

А что касается базальта и гранита - то возможно их использовали в качестве особо прочных "ключевых" элементов сооружений (угловых блоков например), а уже потом к ним точно подгоняли по форме камни более мягких пород. Да и их обрабатывать тоже возможно. Ведь научились же как-то люди распиливать и шлифовать самый твердый материал на свете - алмаз... И довольно давно уже - несколько столетий тому назад. Делается это при помощи других алмазов... Так и в случае с базальтом и гранитом - они разные из разных местностей, есть более твердые и более мягкие сорта, и в принципе ничего (кроме опять же огромных трудозатрат) не мешает обрабатывать менее прочный базальт более твердым...

Аватар пользователя adk-xxi

iceman пишет:
но тогда и людские ресурсы, можно сказать, были неограниченными...

Неограниченные людские ресурсы в применении к ограниченному по доступу месту для обработки крайне твердых материалов, автоматически подразумевают неограниченную продолжительность работ. А в истории фигурирую т какие-то фантастически короткие сроки, в которые тоже не очень верится.

Аватар пользователя iceman

Ну история там щедро на мифах замешана, насколько я понял... а насчет ограниченности по доступу - то кто знает какая там логистика и организация работ была? В том же Древнем Египте на строительстве пирамид одновременно до 100 000 человек работало...

Аватар пользователя den64

Интересно,есть над чем порассуждвть.

Аватар пользователя Stas

Очень интересный отчет. Зоркий глаз фотографа сразу показывает на необычное для современного человека. Очень хотелось бы поползать по этим строениям. Спасибо!

Некоторые соображения...
Пирамида Хеопса сложена из нарезанных блоков разного качества (а может и не сложена!). И только верхняя облицовка имела качество - без щелей. Эту облицовка практически всю растащили за 3000 лет... Между прочим, египтяне знали "сухие смеси" и имели неограниченные запасы минералов. Кто мешал им перетирать, смешивать ингридиенты и заливать облицовку без швов? По истории строили 20 лет, по три месяца в году - 100 000 чел. сколько блоков в год требовалось (не помню), более 1000 000 ...
Эту технологию заливки, предложенную уже давно, упорно "забивают" маркетологи чудес.

Петра (Иордания) - вырезаются фасады и полости (комнаты в скале - песчаник). Инструмент - топор/кайло.
Израиль - в Иерусалиме выдалбливается тоннель - водовод встречной проходкой по окружности, чтобы не пропахать могилу Саломона длинной ~ 500м... И все делают мужички - ручками. Следы обработки камня в Петре (3000л) и в Храме Господнем (позже на 1500 лет) в Иерусалиме одинаковые...

Теперь наше время. Как обрабатывали, шлифовали и поднимали колонны для Исаакиевского собора - мужички. Сейчас это считается тоже не возможным без применения супертехники....
Алмазная гибкая пилка - инструмент хирурга. Только хирурга? Зарубежные товарищи с баржой соорудили пилку побольше и отпилили голову подлодки "Курск" с торпедами.
Абразивный инструмент представляет мягкий носитель или даже жидкость и твердый абразив. Кожанную ленту или веревку проще таскать с песком в щели между блоками, нежели двигать блоки...
Ответы, наверное, ближе чем мы думаем. Но думаем по современному....