Снайперский выстрел

Анекдот. Одного наркомана посадили в комнату с черепахами, строго наказали за ними следить, чтобы они не убежали и закрыли дверь. Через час приходят и видят, что комната пуста и там находится только сам наркоман. "Что случилось?" - спрашивают, "где черепахи?" Наркоман и отвечает: "Да я только маленько приоткрыл дверь, а они КАК шуганулись!"

Одним из очень стойких мифов в среде как начинающих, так и опытных фотографов, является байка об очень большом лаге на незеркальных фотоаппаратах. В данной статье попробуем развеять этот миф, так тщательно оберегаемый обладателями зеркальных фотоаппаратов, ведь этот "факт" позволяет козырять в очередном холиваре, доказывающем ущербность цифромылницы в сравнении с цифрозеркалом во время съёмки быстропротекающих процессов, например, прыжков с трамплинов лыжников, сноубордистов или велосипедистов, полёта птиц или капель воды. В общем, всего того, за чем и глаза-то едва успевают проследить.

Для начала разберёмся в терминологии и математике. Лагом называется время между нажатием кнопки спуска и срабатыванием затвора ЦФК. Следует понимать, что существует лаг фокусировки - это время, необходимое фотоаппарату для установки фокуса на снимаемом объекте, и лаг собственно затвора, то есть время, прошедшее между моментом фокусировки и открытием затвора. Точное время этой задержки знает только производитель конкретной фотокамеры. Она, разумеется, не нулевая, и, что характерно, имеется на любом фотоаппарате, будь то мыльница или зеркалка. Более того, на зеркальном фотоаппарате она даже больше, так как перед тем как откроется затвор, должно подняться зеркало. Справедливости ради стоит заметить, что для того, чтобы уменьшить лаг зеркального фотоаппарата, в некоторых моделях предусмотрен режим преподъёма зеркала (правда, при этом становится невозможно визироваться по видоискателю). В то же время, на ряде цифромыльниц, особенно простых, используется электронный затвор, или, иными словами, лаг такого устройства равен сумме расстояний проводов от кнопки спуска до процессора и от процессора до затвора, делённой на скорость света. Предположим, что сумма длин этих проводов в мыльнице равна 10 см. Но не будем скупиться, возьмём 1 метр. Тогда лаг электронного затвора составит 1/300000000 секунду, что на несколько порядков (!) меньше, чем лаг цифрозеркала, который обычно составляет 0,01 - 0,1 секунды.

Обращаю внимание на то, что в расчётах никак не учитывается время необходимое для фокусировки. Дело в том, что во время репортажной съёмки, а ведь именно про неё идёт речь в данной статье, опытный фотограф постарается заранее сфокусироваться на движущемся объекте или месте, куда он предположительно попадёт. И совершенно неважно, что у него в руках - мыльница или зеркало, он настроит фокус вручную или с помощью полунажатия на спуск в случае автофокуса. Как это сделать, рассказывалось в одной из предыдущих статей.

Ещё одним очень распространённым мифом является крайняя "тормознутость" дисплея мыльниц. Мол, именно из-за необходимости визирования по нему, фотографируемый объект успевает уйти из кадра, прежде чем он отобразится на дисплее. В то время как этого просто не может произойти, если визироваться с помощью оптического видоискателя зеркальной камеры. Действительно, дисплеи некоторых совсем простых и даже некоторых продвинутых (типа Sony R1) мыльниц ощутимо отстают от объекта. Но это, скорее исключение, чем правило, так как при правильной обработке сигнала с матрицы и передаче его на монитор происходит крайне минимальная задержка, не ощущаемая на глаз. Определить задержку дисплея можно просто поводив включенной в режиме съёмки камерой из стороны в сторону.

Следует упомянуть, что немаловажным фактором (или, если хотите, лагом) является человеческий. Иными словами, это то время, которое требуется фотографу для того, чтобы просчитать траекторию движения объекта, повернуть объектив по этой траектории и нажать на кнопку спуска так, чтобы не получилось, как в анекдоте в первом абзаце статьи.

Итак, от слов переходим к делу. Все представленные ниже снимки сделаны в режиме "один кадр", то есть не серийной съёмкой. Иначе говоря, у фотографа был только один-единственный шанс для получения удачного снимка. Одна из самых простых цифромыльниц - Nikon Coolpix 2100. Ручных режимов нет, только автоматические и сюжетные. Девушку раскачивают и швыряют в снег:

Удивительно, но дешёвая мыльница с "огромным лагом" и крайне "тормознутым дисплеем" успевает запечатлеть девушку по центру кадра, а не, например, только её ноги или голову.

Велосипедные соревнования в дисциплине байкер-кросс. Участники должны прыгнуть через сдвоенную горку, так называемый "верблюд":

Странно, но велосипедист опять оказался в центре кадра, причём в верхней точке своего прыжка. Камера использовалась другая - Canon PowerShot S1 IS, и это были буквально первые кадры после покупки. Не самая простая, но всё-таки мыльница.

В предыдущей статье говорилось о том, что нежелательно фотографировать быстро приближающиеся или удаляющиеся объекты. Это не совсем так, и большая ГРИП цифромыльницы в данном случае играет нам на руку:

Ну, и апофеозом "крайней задумчивости" мыльниц стал кадр, ради которого автор рисковал если не жизнью, то здоровьем. Он лёг на землю между горбов "верблюда" и направил камеру вверх. Приближающегося участника не было видно в принципе, и как только он появился в кадре был нажат спусковой крючок:

После чего кадры, снятые карманной мыльницей Canon PowerShot A510, кажутся сущей ерундой:

Разумеется, Москва не сразу строилась, поэтому для получения хороших репортажных снимков следует потренироваться на кошках,

птицах

или, на худой конец, зажигалках.

5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 голоса)

Комментарии

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Аватар пользователя rossdrog

Добрий день
думаю на покупкой или Canon PowerShot SX20 IS или Nikon D5000...понимаю што ето савсем разние камери...но все же подскажите пожалуста што би взяли Ви и почему...покупаю для себе кагдато использовал Canon PowerShot S3 IS..Спасибо

Аватар пользователя КП

Ну, мой выбор был бы очевиден - SX20, как обладателя, на мой взгляд, оптимального соотношения цены, качества и функционала.

Аватар пользователя pethead

молодец! хорошая статья. у меня все это в голове было, а тут текстом описано. даже после S5 IS я не стал зеркальщиком, а стал SX20 IS владельцем. smile

Аватар пользователя dafedor

Статья конечно хорошая! Однако с хитрецой! Очень доволен
Из 8 приведенных снимков, 7 смело можно относить к постановочным! А это, извините не репортаж! Котяра - это восьмой снимок конечно трудно отнести к постановочным, но я думаю, что вот так зевая он сам (котяра) никуда не спешил... Вот если бы была приведена хотя бы одна серия снимков с мероприятия где хотограф НЕ ЗНАЕТ что произойдет в следующее мгновение (он только знает что это что-то что произойдет он должОн заснять!), причем он не знает в каком месте "сцены" это что-то произойдет, сам являясь участником этой сцены... и повлиять на ход событий, ни построить объекты, ни попросить повторить момент он не может. Вот тогда ... я бы поверил, што в вопросе репортажной съемки можно обойтись без зеркалки!
Да и название статьи "Снайперский выстрел" не совсем уместно в данном случае, судя по фото...
Слово «Снайпер» впервые появилось в английской армии во время Первой мировой войны, происходит от англ. snipe — «бекас» (мелкая и быстрая птица, охота на которую сложна тем, что траектория полёта птички непредсказуема, и выстрел должен проводиться «навскидку»).
Траектория велосипедиста, как и место его появления с точностью до сантиметров фотографу было известно заранее.
Девушку кидают в снег... ну тут совсем все просто, это делается по заказу фотографа, и делать это можно раз десять пока не получится примелемого качества снимок (благо батареек полные карманы, и десяток карт памяти в кофре).
Фото с "риском для жизни" можно было бы самому и не делать, а включить скрипт CHDK "Motion Detections" - съемка по факту обнаружения движения в кадре, и не рисковать жизнью.
Прыжок с трамплина в воду, тоже самое что и "Девушку в снег" - при достаточной тренированности реакции фотографа при нажатии на спуск, не представляется чем то сверхсложным.
Птица? Сдается мне парящая птица над головой не такой уж и неожиданный объект для съемки, как и зажигалка которую можно зажигать по сотне раз в день...
Так где же "Снайперский выстрел" по неожиданно появившемуся объекту, движущемуся по заранее неизвестной траектории?

Аватар пользователя SOVA

Девушку кидают в снег... ну тут совсем все просто, это делается по заказу фотографа, и делать это можно раз десять пока не получится примелемого качества снимок -
А кто на такие кувырки согласится?
Фото с "риском для жизни" можно было бы самому и не делать, а включить скрипт CHDK "Motion Detections" - съемка по факту обнаружения движения в кадре-
И каким образом фотик сфокусируется и что запечатлит?
Так где же "Снайперский выстрел" по неожиданно появившемуся объекту, движущемуся по заранее неизвестной траектории?-
Так снайпер и обязан предугадать события! Это фото тарелки летающей можно отнести только в раздел "случайное фото".

Аватар пользователя КП

Цитата:
Девушку кидают в снег...

Девушку бросали в снег единожды, а не дважды-трижды и так далее. Так что возможность её снять была единственной.

Цитата:
...можно было бы самому и не делать, включить скрипт CHDK "Motion Detections" - съемка по факту обнаружения движения в кадре

Нельзя было. Во-первых, снималось на S1IS для которого CHDK нет в принципе. Да если бы даже и была, то лично я в таких случаях предпочитаю снимать самостоятельно.

Цитата:
Сдается мне парящая птица над головой

Парящая - да. Это справедливо для всяких там орлов. Но чайки - несколько хаотичные создания.

Цитата:
Из 8 приведенных снимков, 7 смело можно относить к постановочным!

С точностью до наоборот - постановочным был только кадр с зажигалкой - он делался преднамеренно, зависел исключительно от меня и можно было щёлкать пока газ не закончится. Но зато на подобном сюжете можно тренировать своё мастерство - о чём и было сказано.

Цитата:
...и повлиять на ход событий, ни построить объекты, ни попросить повторить момент он не может.

Так и было в случае этих снимков. Верить этому или нет - дело лично каждого. Но хотел бы я посмотреть на того, кто будет упрашивать зевнуть свою кошку ещё и ещё раз.

По поводу названия статьи. Снайпер - это не только тот, кто попал в бекаса, но и тот, кто способен предугадать траекторию движения, скорость ветра, силу тяжести, расстояние удаления и ещё кучу параметров для того, чтобы поразить объект. Пусть хотя бы этот выстрел будет виртуальным.

Цитата:
Вот тогда ... я бы поверил, што в вопросе репортажной съемки можно обойтись без зеркалки!

Ради бога! Если кому-то кажется, что для съёмки таких сюжетов всенеприменно нужна зеркалка - пожалуйста! Главное - это ведь вера, не так ли? Подмигивает

Аватар пользователя dafedor

Цитата:
Если кому-то кажется, что для съёмки таких сюжетов всенеприменно нужна зеркалка - пожалуйста!

Все с точностью до наоборот! Как раз для таких снимков зеркалка и не обязательна! Т.к. эти снимки не репортажные. Что я и хотел сказать в своих комментариях.
Цитата:
Но чайки - несколько хаотичные создания.

Да, конечно! И зависают на одном месте в ожидании куска хлеба кинутого с парома Кавказ-Керчь как привязанные ниточкой к этому парому...
Цитата:
но и тот, кто способен предугадать траекторию движения, скорость ветра, силу тяжести, расстояние удаления и ещё кучу параметров для того, чтобы поразить объект.

Совершенно верно! Но предугадать мало, надо чтобы еще вооружение по своим ТТХ позволило это сделать!
Собственно о чем спор? Я сразу сказал, что статья весьма ценная и полезная, но с небольшими оговорками...

Аватар пользователя КП

Цитата:
...надо чтобы еще вооружение по своим ТТХ позволило это сделать

Нужно ещё отлично знать это вооружение и уметь им пользоваться! К примеру, можно взять снайперскую винтовку и сделать один правильный выстрел. А можно взять автомат Калашникова и расстрелять несколько рожков в мишень, авось, хоть одна пуля да попадёт в яблочко Очень доволен

Цитата:
...но с небольшими оговорками...

Меня задела "оговорка", что практически все снимки были постановочными.

Что такое репортаж? Является ли репортажной съёмка на спортивных соревнованиях? Являются ли репортажными снимки папарацци? Является ли репортажем фотогафирование в центре боевых действий или столкновениях с полицией?
Во всех трёх случаях фотограф точно знает куда идёт и точно знает за чем именно ему придётся охотиться. Получается, что все эти сюжеты постановочные, так что ли?

Аватар пользователя dafedor

Цитата:
Во всех трёх случаях фотограф точно знает куда идёт и точно знает за чем именно ему придётся охотиться. Получается, что все эти сюжеты постановочные, так что ли?

Нет! Не так! А не так потому что как раз в этих случаях, фотограф хоть и догадывается куда идет, но уж точно не знает за чем ему придется охотится! И если на спортивных соревнованиях (опять же зависит от вида спорта) все более менее известно (хотя бы ворота в которые залетает мячь стоят нам месте), но в ситуации "Столкновения с полицией" и тем более в боевых действиях (дай бог Вам там никогда не побывать!), уж точно ничего не известно по поводу места и времени. Как пример: кто мог предполагать что этот пресловутый "жемчужный" прапорщик ударит женщину, когда и в каком месте? Вот это пример репортажной съемки. Да, собственно, зачем брать такие экстремальные ситуации? Находясь в лесу сфотографировать не сидящую птичу, а выскочившего из кустов зайца. Что там делать то с фотоаппаратами серии SX? Остается только, выбрать поляну настроить аппарат и ждать когда заяц заскочет в обозначенную для съемки зону. А если это будет еще и при недостаточной освещенности... то о чем говорить...

Аватар пользователя КП

Цитата:
кто мог предполагать что этот пресловутый "жемчужный" прапорщик ударит женщину, когда и в каком месте?

Ну это вообще просто. Была куча репортёров, все что-то снимали. Тому, кто оказался рядом с прапорщиком просто повезло больше, чем остальным. Вдобавок снималось видео. Вот если бы был сделан снимок именно в момент удара - вот это было бы нереально круто. А так - всё достаточно предсказуемо.

Цитата:
Находясь в лесу сфотографировать не сидящую птичу, а выскочившего из кустов зайца. Что там делать то с фотоаппаратами серии SX? Остается только, выбрать поляну настроить аппарат и ждать когда заяц заскочет в обозначенную для съемки зону.

Давайте будем правдивыми. Смею утверждать, что ни один из ныне существующих фотоаппаратов, равно как и фотографов неспособны влёт сделать сделать такой снимок. Судите сами: Нужно достать аппарат из фоторюкзака за спиной, навинтить нужный объектив, снять защитную крышку, навестись в нужное место, включить и наконец нажать кнопку. Да, я специально утрировал насчёт рюкзака и объектива. Но всё остальное-то правда. Даже простое включение супер-пупер ЦФК занимает секунду-две, не говоря уже о ручном зуме и фокусе.
Настоящий фотоохотник ходит с включенным аппаратом и предварительно сделанными настройками. Да, он может проходить так весь день впустую. Но может и вернуться с ценным трофеем, если ему хоть немного повезёт оказаться в нужном месте в нужное время.
Вот возьмите, например, любые репортажные снимки - как то орёл, хватающий зайца или зимородка, поймавшего рыбу. В каждом случае фотограф делал проводку снимаемого объекта - а не с плеча щёлкал камерой. В этом и заключается фотомастерство - уметь предугадывать (да хоть шестым чувством) интересное событие.

Аватар пользователя Forumist

Да, именно так и поступал. В лесу, на одной полянке жил заяц, и каждый раз, когда ходили за грибами, пытался его запечатлеть. Включал фот, пробовал даже спортивный режим. И всё равно - каждый раз заяц выскакивал неожиданно и уходил раньше, чем я спускал затвор аппарата. В шоке Себя тормозом не считаю Все путём

Аватар пользователя dafedor

Цитата:
А кто на такие кувырки согласится?

Ну согласилась же! Та которая на фото... Очень доволен
Цитата:
И каким образом фотик сфокусируется и что запечатлит?

Здесь не тема для обсуждения скриптов для CHDK
Цитата:
Так снайпер и обязан предугадать события!

Дык! Я то с этим согласен! Ибо сам отношусь к этой категории и без кавычек. Но одно дело предугадать событие, а другое дело успеть настроить технику на это событие. Это суть разные вещи... Надеюсь не будете сравнивать скорость настройки глаза человека (снайпера) со скоростью автофокусировки фотоаппарата.
И вообще, я своим предыдущим постом хотел только сказать что приведенные в статье снимки - это ни как не репортажная съемка, а постановочные кадры.

Аватар пользователя wowk

Ребята! Статья правильная и нужная, в конце - концов, для меня, обладателя цыфромыльницы от Кенона архиполезная. А всё остальное: читайте Гарри Гаррисона "Специалист по Этике"! Возможно, это вас в конце концов и вылечит...
Если вам нужна настоящая репортажная съёмка, тогда пожалуйста к Никону. Они на этом затачиваются. Мы же здесь с нашими мыльницами, как никак. Вот и находим нужные нам решения.